Давайте посмотрим развитие мультипликации в разных странах :
1) Советская мультипликация
Если говорить о периодизации истории советской мультипликации, то для первого этапа ее развития, охватывающего 20-е годы, характерно обращение к политической карикатуре,связанной с обстановкой тех лет и со значительными успехами советской графики и плаката, несомненно, оказавших сильное влияние на наше рисованное кино.
У истоков советской мультипликации стояли такие выдающиеся мастера, как Владимир Маяковский и Дзига Вертов, высоко ценившие и утвердившие своим художественным авторитетом возможности этого вида киноискусства. Маяковский, поэтике которого мультипликация была черезвычайно близка, пробывал ее средствами "одушевить"свои сатирические плакаты.
Дзига Вертов
Владимир Маяковский
Дзига Вертов, как известно, провозгласившим и воплатившим в своем творчестве принципы "киноправды" и противопастовший документальность всевидящего киноглаза "возвышающему обману" художественного вымысла, тем не менее проявил огромный интерес к мультипликаци — искусству "безграничной фантазии". Он первый начал работать над мультфильмами и включил мультипликацию в свой журнал "киноправда".
Именно такими рисованными киношаржами, близкими по духу и стилю к плакатам Маяковского, были рисованные фильмы "советские игрушки" и "юморески"(1924),выполненные в технике плоской бумажной марионетки.Мультипликация стремилась откликаться на злободневные события и проблемы.
Мультфильм "Юморески"
Первые пробы в этой совершенно особой области кино, которые предприняли Дзига Вертов и художник Александр Бушкин, пробудили интерес и внимание к этому искусству Николая Ходатаева, Зенова Комиссаренко, Юрия Меркулова и других художников.Они взялись за осуществление сатирического обозрения — гораздо более сложного рисованного фильма "Межпланетная революция", который, по мысли его создателей, должен был нести в себе черты политической активности и обобщенности, своевременные "Мистерии- буфф" Мояковского. и в то же время быть пародией на известную игровую ленту Я. Протозанова "Аэлита".
И фильм не удалось полностью завершить и он не вышел на экран кинотеатров, сохранившийся экземпяр картины картины интересен тем, что знакомит современного зрителя с оригинальным стилем мультипликационной сатиры тех лет, с выразительными, полными острой иронии экранными портретами-карикатурами на Николая II, турецкого султана, Вильгельма II, Паункаре и других политических деятелей старого мира.
Следующей работай этой группы художников была созданная в том же 1925 году черезвычайно широкая и многоплановая по замыслу картины "Китай в огне", посвещенная революционной борьбе китайского народа.В работе над ней приняли участие молодые художники Иван Иванов-Вано, Владимир Сутеев, Валентина и Зинаида Брумберг, О. Ходатаева и другие, навсегда связавшие свое творчество с советской мультипликации и ставшее затем видными ее мастерами.
Жанру фильмов-шаржей и агитплакатов в начальный период было уделено особое внимание. Над созданием небольших публицистических мульткартин активно работал своеобразный график-карикатурист Александр Иванов.
В кукольном фильме, для развития которого много сделал Ю. Меркулов, стала все заметнее и ярче проявлять себя детская мультипликация.
В 20-е годы она представлена такими, например, талантливыми рисованными фильмами, как "Каток" Д. Черкеса и И. Иванова-Вано, "Тараканище" А. Иванова, "Сомоедский мальчик" Н. Ходатаева, О. Ходатаевой, В. и З. Брумберг. Эти картины несут на себе черты стилистической законченности и оригинальности. В "Катке" выразительно передано движение персонажей, нарисованных белой контурной линией на черном фоне. В "Тараканище" получает экранное воплощение современная литературная сказка (стихотворение К. Чуковского).
В "Самоедском мальчике" интересно использованы образы самобытного изобразительного искусства северных народов.
То, что делали в эти годы художники-мультипликаторы в области детской тематики, не только глубоко соответствовало важнейшим принципам и задачам советского искусства, его гуманистическому характеру и воспитательным целям, но и помогло связать мультипликацию как искусство с большой литературой, ее образами и идеями.
Но, вероятно, одним из самых значительных явлений советской мультипликации 30-х годов стал поставленный в 1935 году Александром Птушко по мотивам книги Дж. Свифта фильм "Новый Гулливер", в котором был смело переосмыслен классический сюжет. Новый Гуливер- советский школьник (живой исполнитель) попадал в буржуазный мир, который олицетворяла "свифтовская" Лилипутия, подробно представленная в ярко сатирических куклах. Повернутый таким образом конфликт дал возможность остро современной трактовке сюжета.
Цинизм буржуазных политиков, фарс парламентских дебатов двух мало отличающихся друг от друга буржуазных партий, выразительность поставленных с большим размахом и мастерством массовых сцен, создавших обобщенный образ капиталистической Лилипутии,- все это привлекло к картине внимание зрителей многих стран.
Позже, в конце 40-х начале 50-х годов, когда рядом с советской мультипликацией стало стремительно и черезвычайно ярко и многообразно развиваться рисованное и кукольное кино других социалистических стран, выдающиеся чехословацкие режиссеры Г. Тырлов К. Земан и И. Трнка дали единодушно единую оценку этому фильму, отметив, что он послужил для них примером новаторского использования возможностей мульт экрана, и в частности искусства кинокуклы, непосредственным вдохновляющим импульсом в их работе.
В 1936 году на основе нескольких мультипликационных цехов разных кинофабрик в Москве была создана студия "Союзмультфильм"-крупнейший в Европе центр производства рисованных и кукольных фильмов. Сейчас она выпускает свыше 30 картин в год, в создании которых участвуют более 500 сотрудников.
В послевоенный период студия "Союзмультфильм" выступила оснащенная (с 1934) техникой целлулоидной мультипликации, представляющей собой производственный конвейер, подобный тому, который существовал у Диснея.
Проблема введения диснеевской технологии, во многом определившей характер работы советских мультипликаторов,и не в последнюю очередь и стилистику их фильмов,имеет свою историю. Анализируя сегодня роль и значение этого нововведения, зная его последствия и подходя к этому объективно, следует отметить и положительные и отрицательные моменты.
Несомненно, четкая дифференциация функций режиссера и художников, введение узких специальностей — художника постановщика, фазовщика, прорисовщика, контуровщика, заливщика и т.д.- значительно ускоряли создание фильмов, позволяли сделать движение мультперсонажей гибче, динамичней, не говоря уже о том, что стоимость фильма, сделанного на конвейере, значительно снижались. Получила свое новое решение и проблема синхронизации изображения с музыкой и шумами.
В то же время применение конвейера нивелировало индивидуальный почерк художника- рисунок пройдя через множество рук, неизбежно получал своего рода обкатку.
2) Остальная мультипликация
Под словом остальной мультипликации я подразумеваю конечно же Волта Диснея (Walt Disney). Оно и верно, т.к. биография, а тем более его творчество заставляет написать именно о нём.
Биография :
Уолт Дисней родился в Чикаго, в штате Иллинойс, 5 декабря 1901 года. Еще в школе он начал заниматься живописью и фотографией. Осенью 1918 года Уолт присоединился к Красному Кресту и был направлен за границу, где провёл год, работая водителем скорой помощи. Камуфляжный окрас он не признавал, и весь кузов его машины покрывали рисунки и карикатуры.
Walt Disney
После войны Уолт вернулся в Канзас-Сити, где начал работать художником по рекламе. Именно здесь в 1920 году он создал свой первый оригинальный мультипликационный фильм, а позднее довел до совершенства технику сочетания игрового кино и анимации.
«Я очень надеюсь, что мы никогда не забудем одного — что все началось с мышонка.» Уолтер Элиас Дисней
Первое детище Диснея - Микки Маус (Mickey Mouse)
В августе 1923 года Уолт Дисней покинул Канзас-Сити и уехал в Голливуд, не имея ничего, кроме нескольких рисунков, одного готового анимационно-игрового фильма и 40 долларов в кармане. У его брата, Роя Оливера Диснея, ранее переехавшего в Калифорнию, было 250 долларов и море энтузиазма. Они объединили свои ресурсы, взяли в долг еще 500 долларов и соорудили подиум для кинокамеры в гараже своего дядюшки. Вскоре братья получили из Нью-Йорка первый заказ на серию короткометражных мультфильмов и начали свою продюсерскую деятельность.
Уолт неустанно стремился к совершенствованию искусства анимации. В 1928 он создал первый полностью озвученный мультфильм – «Пароходик Вили» с микки Маусом в главной роли. Во время производства фильма «Забавные симфонии» в анимацию была введена техника Текниколор. В 1932 году фильм под названием «Цветы и деревья» принёс Уолту первую из 32 персональных наград Киноакадемии. В 1937 году он выпустил фильм «Старая мельница», в котором впервые применил для короткометражного фильма технику съемки несколькими камерами. Всего при жизни Уолта студия выпустила 81 фильм.
Пытливый ум Уолта и его уверенность в пользе обучения в развлекательной форме привели к созданию серии картин о жизни дикой природы «Приключения из реальной жизни», отмеченной многочисленными наградами. Дисней также был пионером в области производства телевизионных программ. В 1961 году он одним из первых представил полностью цветную передачу «Великолепный мир цвета».
Позднее неутомимый творец занялся реализацией плана нового мира Disney – мира развлечений с тематическими парками, центрами отдыха и отелями. Так появились курорты Disneyland и Walt Disney World.
Уолт Дисней скончался 15 декабря 1966 года. С его смертью закончилась целая эпоха в культурной жизни человечества. Уолт Дисней – легенда, народный герой 20-го века. Всемирную известность ему принесли качества, которые неразрывно связывались с его именем: удивительное воображение, оптимизм и достижение успеха собственными силами.
Ну это пока всё....А в будущем вас ждут ещё части))
Источники :